Системный кризис Церкви. Какой именно? » Москва-Третий Рим
» » » Системный кризис Церкви. Какой именно?
spytim.ru
Тойвуд







основное / публикации

Системный кризис Церкви. Какой именно?


494

Хочу откликнуться на блестящий текст Олега Курзакова «Лишние люди Церкви».

«Когда у вас образованные священники с многолетним служением и добрым именем уходят или изгоняются, когда у вас один за другим закрываются церковные проекты, когда недобор в семинариях, хроническая кадровая чехарда, отпадающие в раскол мятежные иеромонахи с тысячами последователей, обрушение общественного доверия на фоне непрекращающихся скандалов, изоляция от мирового православия и нарастающие финансовые трудности — знайте: вы находитесь во всестороннем системном кризисе». Сюда можно еще добавить: когда после эпидемического запрета на посещение церквей множество прихожан так и не вернулось в храмы, отнеся веру в Бога к категории вещей, «без которых можно обойтись». Это именно системный кризис церкви, который мало кто способен разглядеть.

Той церкви, которая с маленькой буквы. Церкви как социального института. При этом Церковь Христова никуда не исчезла, как стояла, так и стоит, и будет стоять вечно. И всегда были, и даже сейчас есть люди, которым посчастливилось обрести сокровенную жизнь в Боге, реально живущие богообщением. Им удается дистанцироваться от всяческих системных кризисов, просто не видеть их, потому что в свете невечернего дня все это несущественно. Собственно, именно такой путь и прописан святыми отцами, и каждый, кто пробовал им идти, знает, насколько он многотруден. Таких людей немного, по сегодняшним временам они слывут чуть не юродивыми. Но они есть, и именно они составляют Церковь Христову.

Все мы, участвующие во всевозможных обсуждениях, явно не таковы. Скорее, церковные маргиналы, не оставляющие попыток скрестить ужа с ежом. Вряд ли это возможно в принципе, но есть шанс, что каждый сможет нащупать оптимальную для себя дорогу.

Это опасная дорога. Прежде всего потому, что подразумевает раздвоенность вплоть до двуличности (в светском понимании). А Бог, по образу и подобию Которого мы созданы, прост и несложен, — то есть не сложен из частей, целостен. Искренне верующему человеку невероятно сложно, если вообще возможно, натягивать на себя маску ревностного члена системы. На этом и ломаются не только священники, но и миряне, приблизившиеся к церковным кулуарам.

Те, кого называют «захожанами», в подобные тонкости не вникают. Они обращаются к Богу, когда их настигнет какое-то несчастье, за помощью и утешением. И если помощи не получают — обижаются. Слова «Господь своим помогает» ими воспринимаются как оскорбление, а не как призыв стать своим для Бога. То есть таких людей Церковь тоже «не устраивает».

Люди, считающие себя православными, а по сути вполне мирские, в храмы заглядывают крайне редко, и видят церковную жизнь исключительно извне, отстраненно. Прежде всего, по публикациям в СМИ. И видят они как раз то, что лаконично, но исчерпывающе описал Олег Курзаков. Им никто не объяснил, что вера в Бога имеет к каждому из них непосредственное, личное отношение.

Современный человек живет в другой реальности, функциональной и технологичной. Он верит, что любую проблему можно решить, условно говоря, нажатием соответствующей кнопки. Особенно, если кнопка эта «освящена» достижениями науки. Сциентизм, вера в науку — это нынче наше все. Самая значимая ценность — комфортное проживание земной жизни, в «свободе» и самоуважении. Преобладающий тип мышления — рациональный, основанный на логике, стремящийся все понять, «разложить по полочкам».

Нынешняя церковная проповедь, с постоянными отсылками к событиям прошлого, которые — в их понимании — то ли были, то ли нет, таких людей «не цепляет». Нам, православным, это сколько угодно может не нравиться, но такова реальность. А с реальностью нужно считаться. Системные кризисы возникают как раз из-за игнорирования реальности.

Еще апостол Павел говорил о том, что с людьми нужно говорить на том языке, который они способны воспринимать. Сейчас это язык, сближающий научное мировоззрение с христианской картиной мироустройства. В последние десятилетия появилось множество вполне научных данных и гипотез, позволяющих это делать. Ведущие ученые в самых разных областях знания приходят к мысли, что ту «объективную реальность», в которой мы живем, невозможно объяснить без привлечения представлений о Боге. Самое время менять церковную риторику, начинать доступным языком говорить о том, как соотносятся материальный и духовный миры, как на самом деле устроен человек, как он мыслит, что такое смерть… Вполне достаточно для этого оснований, и в творениях святых отцов, и в достижениях ученых. Но проповедники, в большинстве своем, предпочитают говорить правильные слова, которые могут воспринять только те, кто уже и так в Церкви. Церковное миссионерство потерпело полное фиаско, и, в первую очередь, из-за говорения на непонятных языках. Так что через 2-3 десятилетия следует ожидать наступления куда как более глубокого кризиса системы.

А Церковь Христова никаким кризисам не подвержена, ей стоять «во все дни до скончания века». «Ей, гряди, Господи Иисусе!»

P.S. И да, сильно напрягают постоянные разговоры о любви, каковой в делах не удается обнаружить даже под микроскопом.

  • 94

Комментарии к новости

    Информация

    Сообщаем Вам:

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

ДРУГИЕ НОВОСТИ