Апокалипсис и события сегодняшнего дня » Москва-Третий Рим
» » » Апокалипсис и события сегодняшнего дня
spytim.ru
Тойвуд







основное / публикации

Апокалипсис и события сегодняшнего дня


143

По-видимому, структурной основой Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова) нужно считать описание исхода евреев из Египта и последующее освоение Земли обетованной. Конечно, в книге Откровения есть аллюзии и на другие книги Ветхого завета, но именно параллели с Исходом, на мой взгляд, лучше всего обозначают важные «опорные точки». При таком понимании Апокалипсис — это расширенный и углубленный Исход. Если в книге Исход речь идет об избавлении из египетского рабства евреев, то в Откровении избавление касается уже всех народов. Таинственное число ста сорока четырех тысяч «искупленных от земли» можно понимать как объединенный народ Божий, состоящий из Израиля (12 колен) и Церкви (стоящей на основании 12 апостолов), отсюда произведение 12*12=144. А умножение на тысячу в древнем мире означало просто «очень много».

Лидером еврейского исхода является Моисей, который устанавливает особые отношения со Всевышним, входит во Святое Святых, и через эти отношения речь может идти уже о спасении всего народа. Те, кто пошел за Моисеем, спасаются. Также Откровение Иоанна Богослова говорит нам о победившем льве «от колена Иудина», Иисусе Христе, который изображается как присутствующий рядом со Всевышним на Небесном престоле. В древней церкви одна из линий апологетики опиралась на тезис, что Христос — новый Моисей.

После того, как у евреев появляется вера и решимость идти за Моисеем, наступает период искушений и духовной брани. На пути Израиля становится фараон и египетское богоборческое государство. На пути христиан появляется таинственный красный дракон и зверь, объединяющий мощь всех предыдущих империй: зверь был «подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва» (звери в Библии часто символы империй, например, медведь обозначал персидскую империю, барс — халдейскую).

Период казней египетских параллелен этапу семи чаш гнева Божьего, выливающихся на землю. Этот этап заканчивается судом над Вавилоном — интегральным символом богоборческой цивилизации и вавилонской блудницею — символом измены Всевышнему с языческими богами. Суд над Вавилоном параллелен суду над Египтом.

После освобождения из Египта народ Божий идет в пустыню. Также тема пустыни присутствует и в 12-й главе Откровения.

Как исход заканчивается обретением Земли обетованной, так расширенный исход (Апокалипсис) заканчивается Новым Иерусалимом, где спасенные народы будут ходить во свете Божьем.

Таким образом, Апокалипсис — сложная, не приукрашивающая реальность, но в целом оптимистическая книга, говорящая о победе Божьей в истории, обретении новой жизни. Она несет в себе мощный гиперполитический заряд: Царство Божье, правда Божья, милость Божья должны восторжествовать, а богоборческие империи, в которых происходит попытка подменить Божье всеприсутствие тоталитарной навязчивостью, должны кануть в лету.

Характерно, что в иудаизме исход евреев из Египта понимается не только как событие совершившееся раз и навсегда, но и как повторяющийся миф. Мир все время обновляется. И если сейчас кажется, что все спокойно и хорошо, то скоро приходит понимание, что мы снова в Египте и надо из него заново выйти уже на каком-то новом витке. Здесь речь может идти и о положении, и о состоянии, о народе в целом и о каждом в отдельности. Вавилон, Рим, Третий рейх… — это все реинкарнации «первого» Египта.

Сравнивая Исход с Апокалипсисом, можно также сказать, что Апокалипсис — миф, в котором мы живем. Он также помогает определить нам наше положение и понять, когда мы находимся в искушении, когда в состоянии духовной брани, когда прорываемся к Небесному престолу и обретаем свою Землю обетованную. В каждом поколении есть свои новые задачи. Зверь и дракон могут принимать новый облик. У имперскости и тоталитарности могут быть разные образы. Имперскость как таковая, как дух может захватывать и подчинять себе в том числе те области, которые традиционно были связаны с церковной жизнью. И задача верующих людей найти адекватный ответ на вызов времени. Инквизиция и ГУЛАГ — духовно едины, хотя сильно отличаются по форме.

Существенно, что при попытке понять и доходчиво истолковать Апокалипсис как закрытую и таинственную книгу люди часто отходят от языка библейской символики и наделяют свое прочтение иными, чуждыми Библии смыслами. Откровение Иоанна Богослова в этих случаях нередко становится неким магическим шифром, единственная цель существования которого предсказать приход антихриста. Запугивание читателя и слушателя — это один из основных методов «богословствующих на Апокалипсис». Борьба с апокалиптическими зверями оборачивается борьбой с инновациями, экономикой, искусством и культурой.

Современная, в том числе политическая жизнь не перестает давать повод для того, чтобы снова перечитать Откровение Иоанна Богослова и подумать над тем, где мы находимся здесь и сейчас в духовном смысле. Если у нас на глазах рушатся империи и диктаторские режимы, может быть, это не только тревожная весть, сулящая экономические потрясения? Может быть, это путь к новой жизни с надеждой обрести новую преображенную реальность?

  • 114

Комментарии к новости

    Информация

    Сообщаем Вам:

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

ДРУГИЕ НОВОСТИ