Пение в храме: хор или народ? » Москва-Третий Рим
» » » Пение в храме: хор или народ?
spytim.ru
Тойвуд







основное / публикации

Пение в храме: хор или народ?


50

Пользуясь тем, что сейчас больше свободного времени, излагаю некоторые свои мысли относительно литургической музыки.

В приведенных примерах прошу не видеть ничего личного, я рассматриваю ситуации, а не конкретных людей. Да и будучи несколько лет активным участником богослужения, будучи, как говорится, «причастной», очень тяжело стоять отстраненно и свысока на все это взирать. Именно поэтому для меня и оказалось невозможным оставаться безразличной.

Споры о литургической музыке ведутся очень давно. Одним из основных является вопрос об активном участии верных в богослужении.

Собственно, крайностей две:

1) следует полностью исключить общенародное пение за службами (пусть все поет специальный хор);

2) все богослужебное пение следует сделать общенародным.

С примерами первой крайности сталкивалась как в православной церкви, так и в католической.

Пример из православной церкви. Праздничная служба, поет два хора, из которых правый усердно изображает, что для них это только работа, а левый не менее усердно изображает, что для них это служение, «что они с молитвой поют, не то что эти музыканты с нотами». Или может быть один хор: типичный «левый» со «служением», или типичный правый, «наемники». А основная масса народа стоит как будто ни при чем.

Пример из католической церкви. Служба — диалог алтаря и органиста. Ответы на возгласы — все или молчат, или что-то под нос себе бормочут, отвечает по сути только органист, и в данном случае не знаешь как быть. Вроде надо отвечать, участвуешь же в Мессе, а с другой стороны, думаешь, может, тут так не принято, может, лучше помолчать.

В обоих случаях служба — радость для музыкантов, да и просто для людей со слухом. Но при этом верные (те, кто не хор и не органист) до какой-то степени исключаются из богослужения.

Берем другую крайность: все поет народ. Прекрасно, верные ни в коем случае не исключаются из богослужения, все активно участвуют. И подобные примеры мне доводилось так же видеть и в православной, и в католической церкви. В православной — на сельских приходах, где люди участвуют в жизни своего храма сообща, в том числе и все поют. К сожалению, заезженный обиход, и, к сожалению, довольно грязненько, хоть и искренне, и от души.

В католической — такая картина практически в любом малом приходе. Но разве мы тем самым приносим Господу лучшее? Если при этом есть возможность исполнить что-то красивое и торжественное не общенародно. Не выглядит ли так, как будто люди собрались на праздник, большинство может принести только черный хлеб на общий стол и не дает тем, кто может принести что-то другое, это сделать? По простой причине: тем, кто ничего, кроме черного хлеба, принести не может, будет обидно. Простите, то же самое тщеславие, как и в случае первой крайности, когда пение — только для избранных.

II Ватиканский Собор пытался решить вопрос об активном участии верных в богослужении. Вот как о результатах отзывается известный литургист и священник Михаэль Кунцлер. Приведу несколько цитат.

«Григорианский хорал может стать музейной экзотикой».

Да, потому что мало кто исполняет его, и, к горькому сожалению, доводилось слышать о григорианике, что она «звучит православненько».

«Создаваемые сейчас … духовные песни — это, несомненно, не решение проблемы… поделки невысокого музыкального и текстового уровня».

А здесь спорно.

Безусловно, не пойдет, если исполняться будут только эти самые духовные песни, неважно когда созданные, под гитару или а-капелла, да и еще исключительно общенародно.

Но, во-первых, это тоже чье-то проявление искренней веры и тоже должно быть включено в общую церковную молитву.

Во-вторых, многое зависит от конкретной песни, и не только от оригинала, но и от качества перевода и уровня исполнения. А также от гармонизации. В скобках: не могу не восхититься теми, кто сделал гармонизации песнопений из «красного сборника», низкий всем поклон, я и не думала, что многие из этих произведений могут быть такими красивыми.

И, на мой взгляд, «трудная задача терпеливого приобщения паствы к высоким формам литургической музыки» состоит в сбалансированном сочетании общенародного пения (безусловно, ответы на возгласы, иногда духовные песни) и исполнения хором или органистом более сложных полифонических произведений.

К сожалению, успешно решать эту задачу могут только крупные приходы, где бывает несколько хоров. Один из хоров исполняет роль «сколы», которая необходима для успешного участия верных в богослужении, потому что она поет ответы на возгласы, духовные песни, еще какие-то неизменные части Мессы и ведет за собой народ. Другой хор может заниматься исключительно той же григорианикой. Третий — быть праздничным хором, который поет несколько раз в году сложные произведения за Мессой.

Хорошо бы брать за основу эти примеры и воплощать их по мере сил и возможностей на обычных малых приходах.

Тогда мир высокой литургической музыки откроется и для нас, и для будущих поколений.

  • 14

Комментарии к новости

    Информация

    Сообщаем Вам:

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

ДРУГИЕ НОВОСТИ