Галина Аккерман: Церковь нельзя полностью отстранить, но ее можно вмонтировать в культ Победы » Москва-Третий Рим
» » » Галина Аккерман: Церковь нельзя полностью отстранить, но ее можно вмонтировать в культ Победы
spytim.ru
Тойвуд







основное / публикации

Галина Аккерман: Церковь нельзя полностью отстранить, но ее можно вмонтировать в культ Победы


Предлагаем вашему вниманию отрывок из интервью изданию M.News Галины Аккерман, историка, писателя и журналиста, автора книги «Бессмертный полк. Священная война Путина», вышедшей во Франции в прошлом году. Галина Аккерман уверена, что «культ Победы», который активно продвигается в последние годы в России, «это своего рода языческая религия»:

«— Особенно четко это видно на примере «Бессмертного полка», которому я и посвятила часть книги. Существует масса текстов, благодаря которым можно понять смысл этой акции. В частности, в интернете легко можно найти замечательную песню Газманова «Бессмертный полк». Уже в ней абсолютно все сказано: «Шагают предки с нами как живые». Согласно догмам новой религии, каждый год 9 мая происходит схождение мертвых на землю. Мертвые соединяются с живыми, передают им свою небесную силу. Вместе они и есть один бессмертный народ. Об этом прямо писали, в том числе Дугин и Проханов. Поэтому очень часто употребляется выражение «поколение победителей». Это поколение отцов и дедов, в зависимости от возраста. Оно как бы дает свою бессмертную силу ныне живущим и позволяет им действовать в дальнейшем для спасения мира. Тот же Соловьев в одной из своих передач обратил на это внимание. Он говорил о «геноме победителя», который свойствен русскому народу.

То, что культ Победы стал новой религией, видно еще и из того, что православная церковь в последние годы втянута в него, а сама как бы отходит на второй план. Еще несколько лет назад на всех телешоу были сплошные попы. Теперь все чаще там можно увидеть пропагандистов, разглагольствующих о «подвиге народа в Великой войне».

— Создается синкретическая религия: священников заставляют служить «культу Победы»?

— При Гитлере церковь тоже не была под запретом. Но власть в Третьем Рейхе оставалась языческой, и Вотан был куда более «своим» персонажем, чем Иисус. Церковь нельзя полностью отстранить, но ее можно подчинить, вмонтировать в культ Победы.

Хотя тут есть противоречие. Этот культ предполагает полную реабилитацию Советского Союза и советского строя. Никакие его ошибки не признаются. Я уже видела оправдания процессов 1937 года. Чем дальше, тем больше «бронзовеет» весь советский период. Однако церковь этого до конца принять не может, ведь при советской власти она все-таки преследовалась и даже после снятия запрета оставалась в подчиненном положении. Около 300 священников-мучеников были беатифицированы и ждали очереди на канонизацию. Это — первое препятствие. Второе — то, что церковь является конкурирующей организацией. Культ Победы не нуждается в христианстве или какой-то другой традиционной религии. Это, по сути, языческий культ, который идейно соответствует советскому периоду. Поэтому церковь задействуют в нем, но не на первых ролях.

— Да, культ Победы — типичный языческий культ. Но и нынешняя РПЦ имеет малое отношение к христианству. Прежде всего это крупнейшая торговая сеть в стране. Здесь нет противоречия — РПЦ служит для языческой религии Победы институциональной надстройкой.

— Я не вполне в этом уверена. Мне кажется, есть и другие институты для того, чтобы «окармливать» идею «Великой Победы». Во-первых, это Военно-историческое общество, множество патриотических, военно-спортивных и т.п. клубов, Юнармия, которая постоянно наращивает свою численность — и всякая ее организация с самого начала прикрепляется к какой-то воинской части. Процесс идет, в основном, по военной линии. Церковь тоже работает в этом направлении, но на вторых ролях. Все это сложный процесс, но инициатива идет все же не от церкви. В храмах пока нет икон Сталина. Возможно, они еще появятся, но пока их нет.


— Тем не менее, в подножье храма Победы уже монтируют трофейное немецкое оружие. Религиозный синкретизм язычества «культа Победы» и православия РПЦ уже стал реальностью. Нечто подобное происходило в Африке и, в меньшей степени, в Латинской Америке: на местные языческие культы накладывались элементы христианства.

— Конечно, значительная часть российского народа считает себя православными «по рождению». Но реально верующих людей в России — скажем, тех, кто регулярно ходит в церковь — очень мало. Мне кажется, 70 лет атеизма разрушили традиционную религию и мораль. Если что-то и осталось, то крайне поверхностное. Есть искренне верующие люди, но их единицы. Остальные, как Путин, два раза в году ходят в церковь и стоят со свечкой. Тем легче перейти к подобному синкретизму. У большинства людей есть только потребность в возврате в идеализированный СССР. Церковь — это мишура, обычаи».

  • 172

Комментарии к новости

    Информация

    Сообщаем Вам:

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

ДРУГИЕ НОВОСТИ