Стоит ли отдавать свое сердце церкви?.. » Москва-Третий Рим
» » » Стоит ли отдавать свое сердце церкви?..
spytim.ru
Тойвуд







основное / публикации

Стоит ли отдавать свое сердце церкви?..


 Вот попался очередной, банальный пример манипуляции — причем делается это священником из самых благих побуждений:

«Строительство храма — это дело каждого верующего человека, будь то священник или мирянин. Мы все — члены Церкви. Мы собираемся вокруг прихода, поэтому дело его строительства, содержания, хозяйственных нужд — забота каждого прихожанина. Иногда доводится слышать: „А почему я должен помогать храму?“ Такое отношение приводит к тому, что храм существует сам по себе, а верующий человек — сам по себе. Но мы все находимся внутри Церкви, и каждый из нас должен делать для нее что-то по своим силам. Ремонт — вот проблема номер один в большинстве приходов. Пришло время делать пристройку к нашему храму. Невозможно, чтобы священник сам строил храм. Он, конечно, важную роль играет, многое на нем, но дело нужно делать сообща. Я глубоко убежден: молитва, дела милосердия приближают человека к Богу, и без труда это не совершить. Тот, кто вложил в строительство храма свой труд, оставил там и частицу своего сердца. Очень надеюсь, что в скорейшем времени все мы услышим колокольный звон».

Эту манипуляцию термином «Церковь/церковь» использует практически каждый священник (да что греха таить — и я, когда был настоятелем, использовал, пытаясь верить в то, что я говорю). Священники ловят свою паству в капкан многозначности этого термина. Людям говорится: «мы все — члены Церкви», то есть в представлении прихожан сразу возникает Церковь с большой буквы — небесная и земная — со Христом во главе, Богородицей, ангелами, святыми плюс все мы, грешные. И мы вроде как одна команда, гребем на одной галере, должны вместе спасаться, жить и помогать друг другу стать святыми, чтобы попасть в царство небесное.

И на основе этого идеалистического значения термина прихожанам тут же подсовывается практический вывод из другой «оперы» — раз мы члены Церкви, то мы и должны все вместе строить и ремонтировать… церковь, то есть конкретное здание, храм прихода из благочиния такого-то епархии такой-то РПЦ (МП). Строить церковь-храм становится приоритетом для верующих взамен строительства церкви как сообщества христиан, несущих свет миру, имеющих любовь между собою и проч.

Нет, любовь и сердце предлагается вложить в кирпичи здания (недаром ведь придумали отличный маркетинговый ход — продавать «именные кирпичики» или даже именную тротуарную плитку, чтобы за жертвователей «молились до скончанья времен», а батюшка-прораб побыстрее сдал бы объект и получил очередную бирюльку на грудь или на бедро).

Конечно, на словах, в проповедях всегда говорится, что прихожане храмов должны делать и добрые дела вовне, в мир, но лучше, разумеется, чтобы и те дела делались под эгидой церкви — для этого и создаются всякие социальные, благотворительные отделы при епархиях и проч. Нельзя ведь допустить, чтобы христиане проявляли свою любовь и милосердие тайным доброделаньем (которое не включишь в отчет) или участвовали в светских благотворительных проектах — как же потом всяким легойдам и пантелеимонам шатовым бряцать статистикой — сколько, мол, «Церковь, то бишь патриархия, помогает обездоленным», приписывая себе как организации заслуги конкретных христиан.

Другое дело, если бы храм реально был общим и постоянным домом конкретной христианской общины. Помню, некоторые прихожане вагончика (36 м²), в котором я настоятельствовал, иногда вздыхали мечтательно: «эх, вот бы пришел спонсор и построил нам храм!» На что я им всегда резонно замечал, что я не буду ходить и искать чужого дядю-богатея, чтобы он построил вам храм — это ваш приход, вы в него и вкладывайтесь, ровно столько, сколько можете, большего не требуется, но и будете в итоге иметь ровно такой храм, какой сами и создали своим трудом и своими вложениями — честный храм, храм бедных и скромных прихожан.

Внутреннее убранство моего бывшего прихода-вагончика апостолов Петра и Павла в Волгограде. Все или сделано руками прихожан, или куплено/изготовлено на их пожертвования 



С одной стороны, в этом была своя логика и своя правда, но с другой — была и непроговариваемая ложь, вернее, умалчивание, к которому вынужден прибегать каждый настоятель. Да, приход вроде как ваш, общины, но в реальности все тут принадлежит архиерею, и он может, если захочет, и настоятеля выгнать, и общину разогнать, и приход разорить.

Так что на деле выходит, что обязанности перед церковью/храмом у прихожан/церкви/экклесии есть, а вот прав, по Уставу РПЦ, нет никаких. Поэтому и разговоры в стиле «вы — Церковь, поэтому вы должны храму» — манипулятивны, так как на деле — «Церковь — это архиерей, а все остальные — просто должны».

И это тоже одна из весомых причин, почему воцерковленные и активные прихожане через годы уходят вообще или превращаются в редких захожан, равнодушных к судьбе конкретного храма, — потому что им надоедает это жонглирование понятиями, которое приводит к банальной эксплуатации паствы.

И в итоге священники сетуют: «невозможно, чтобы священник сам строил храм». Как раз, в нынешних условиях — возможно, и чем дальше — тем больше так и будет, по очередной госпрограмме «200/300/… храмов», потому что среди критически мыслящих православных все больше укрепляется понимание, что это всего лишь бизнес, ничего личного. Очередная духовно-торговая точка РПЦ, где главная суть — доход в карман епархии и патриархии, а все остальное — постольку-поскольку, полезное для красивой картинки. Так зачем этому отдавать свое сердце?..

Иллюстрация: внешний вид нашего прихода-вагончика в первые годы существования. Купол на вагончике изготовлен прихожанином. Все фото автора

  • 219

Комментарии к новости

    Информация

    Сообщаем Вам:

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

ДРУГИЕ НОВОСТИ