» » » Христос без Марии — это Христос без человечества

основное / публикации

Христос без Марии — это Христос без человечества


Ответ на текст «В народном сознании Богоматерь является успокоительницей психованного бога». *** На каждом этапе своего исторического бытия Церковь отвечает на те вызовы, которые перед ней ставит мир. Действительно, до III Вселенского собора (431 г.) о Марии Отцы размышляли не так системно, но именно Собор в Эфесе спровоцировал новый виток богословия и благочестия, гимнографии и проповеди, что


Ответ на текст «В народном сознании Богоматерь является успокоительницей психованного бога».

***

На каждом этапе своего исторического бытия Церковь отвечает на те вызовы, которые перед ней ставит мир. Действительно, до III Вселенского собора (431 г.) о Марии Отцы размышляли не так системно, но именно Собор в Эфесе спровоцировал новый виток богословия и благочестия, гимнографии и проповеди, что было связано с необходимостью отстоять честь Богоматери перед еретиками.

В Средние века образ Христа был «заслонен» Богородицей и целой армией святых. Причин этого было несколько. Во-первых, время было крайне тяжелое: бесконечные войны, эпидемии, болезни, катастрофы, пожары, вспышки ересей. Конечно же, церковный народ, которому столетиями напролет систематически вдалбливали в головы, насколько они греховны, думал, что все это наказание за грехи. Бог превратился в злостного мстителя, наказывающего за малейшие провинности. Он неумолим, всегда разгневан, к Нему страшно обращаться, у Него нельзя найти никакой милости и сострадания. А вот Мария умолит Его простить любое согрешение, именно Она — примиряющее начало, Она укрощает все Его яростные вспышки гнева. И если бы не Богородица, Грозный Судия давно бы с треском разгромил и стер бы в порошок мир, Им Самим же созданный, который Он Сам признал «весьма хорошим».

Вторая причина заключалась в том, что мужчины того времени были «люди по большей части суровые, непреклонные, раздражительные, чрезвычайно склонные к дикому нападению и мстительному опустошению. Ни мужчины, ни женщины не в состоянии были представить себе без мужских качеств такого могущественного Бога, Владыку мира, как Христос — и таким образом (в их представлении) Он был суров, раздражителен, непримирим и мстителен. Мягкость, кротость, милосердие, любовь, примирение, благосклонность… могли быть представляемы только в женственной форме, и поэтому все эти качества были перенесены не на Христа, а на Марию… Существовало множество повествований, в которых Она вырывала грешника из ада, а когда Сын противился Ей, или даже хотел положить предел Ее слишком частому заступничеству, Она с большой наивностью указывала Ему на пятую заповедь: „чти отца твоего и матерь твою“. К этому присоединялось еще и то, что и требования Марии от рода человеческого были самые скромные. Она не дала никаких учений, которым бы надо было следовать, Она не требовала ни перемены душевного настроения, ни покаяния, ни добрых дел, а только молитвы, поклонения и прославления. При этом Ее милосердие не имело никаких пределов; самым ужасным грешникам стоило только воззвать к Ней, и они могли быть уверены в получении блаженства… можно было даже отречься от Бога, отдаться диаволу — и все-таки попасть на небо, если только человек этот не отрекался от Девы. Были стихотворения, в которых говорилось, как воры, прочитав уже с веревкой на шее Ave Maria — спасались от виселицы, как скворец, благодаря заученному Ave Maria, спасся от когтей ястреба… за одно Ave Maria Дева изглаживала все грехи юности или величайшему преступнику давала еще краткий срок для обращения» (из книги прот. А. Лебедева «Разности Церквей Восточной и Западной в учении о Пресвятой Деве Марии Богородице»).

В те же Средние века на Западе появляются разные страшилки типа гимна Dies irae и пр. В Византии массово возникают покаянные каноны, в которых изображен страх, ужас и трепет перед адскими мучениями, которые верующий вполне заслуживает за свои грехи (потому что так его научили мыслить). Все богослужебное творчество смещается в сторону человека и его греховности. Уже почти не встретить песнопений, прославляющих Бога, религиозное сознание меняется в сторону рабского страха, загробного мрака, боязливого предощущения адских мучений, вечного наказания, огня или холода, скрежета зубов. А избавить от всех этих бед и зол может только Богородица и никто иной.

Конечно же, это немыслимо искаженный образ Христа и крайне искаженный образ Богородицы. «Бездна милосердия и щедрот» — это ведь Сам Господь, проливший за нас Свою святую Кровь. Он первый возлюбил нас (1 Ин. 4:19) и проявил Свою любовь к нам, отдавая Свою жизнь за спасение всего мира. Он наш первый и ближайший Друг. При всем уважении к Марии, Которая особым образом послужила тайне нашего спасения, в центре жизни каждого христианина должен быть Христос, открывший нам путь к Отцу.

Хотелось бы ответить автору предыдущей статьи по пунктам:

1. «Уделы» Божией Матери — это правда миф. Любая мало-мальски верующая страна (православная или католическая) стремится получить «патронаж» Богородицы над своей землей. Кроме России, такими уделами считают себя Грузия, Польша, Ирландия, Португалия и вся Латинская Америка.

2. Авторство апостола Луки в написании икон не то что сомнительно — оно невозможно. Во всем мире сохранилось около десяти икон доиконоборческой эпохи. Лука воспринимается как иконописец потому, что именно в его Евангелии дан словесный образ Богородицы, у него Она упоминается больше всего в Новом Завете (Благовещение, встреча с Елизаветой, Рождество, Сретение, путешествие в Иерусалим на Пасху и т.д.). А по армянским сказаниям V в., первым «иконописцем» был Иоанн Богослов, который написал образ Марии на доске Креста Христова.

3. Акафисты в честь различных икон, сравнительно со своим главным прототипом («Радуйся, Невесто Неневестная»), — это полнейшая безвкусица. Но, в то же время, акафисты — это, пожалуй, чуть ли не единственная служба, которую понимает и поет простой верующий народ. Впрочем, там и понимать особо ничего не нужно, «радуйся» да «радуйся» и возопий «Аллилуйя». И если даже упразднить такие несовершенные и утомительные службы, мы лишим народ единственной возможности хоть какого-то участия в богослужении.

4. Когда говорится о «богородичном» спасении, нужно всегда помнить, что имеется в виду спасение не в богословском смысле, а в бытовом. По классическому высказыванию катехизиса, Христос спас нас от греха, проклятия и смерти. Понятно, что от этого Богородица нас не спасает. Но от чего же тогда? А спасает Она нас от бед, искушений, напастей и скорбей. Ведь это совершенно разноплановые вещи. Само слово «спасение» у нас всегда на слуху, для церковных людей оно замылено. Но если вместо него мы поставим «исцеление, восстановление и преображение человеческой природы», то, конечно же, Богородица никоим образом в этом смысле нас не спасает. Но, как утопающего, кричащего стоящим на берегу, Она спасти может, и «избавить от смерти души наша».

5. Дальше, «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). Один Христос, соединив в Себе все земное и небесное, уничтожил преграду между Богом и человеком (Еф. 1:10). В этом Его посредничество и ходатайство. Богородица и святые — это молитвенные посредники и ходатаи, а против идеи молитвенного ходатайства серьезных богословских возражений нет, эта идея библейская (Быт. 20:7; Иов 42:7-8; 2 Кор. 2:11; Откр. 8:3-4). Как раз праздник Покрова (как и Похвала Божией Матери) выражает собой идею заступничества Богородицы за всех христиан и избавление последних от трудных жизненных обстоятельств.

6. Часто встречаются «перегибы», где авторы песнопений просят Богородицу «простить грехи», «помиловать нас», места, где говорится о некоей «богородичной благодати», которую мы просим получить. Вот эти вещи действительно крайне сомнительны. Но все это можно списать на поэзию, ведь для восточного человека почти нет границ, когда он разливается в похвалах Матери Божией.

Порой приходится наблюдать очень печальную картину, что есть миряне (да и священников немало), которые все, что поняли в христианстве — это Богородица. Да, это предельно просто. Отец ни в чем не отказывает Сыну, а Сын во всем слушается Свою Матерь, Которая к Нему «предъявляет» Свои материнские «права». Поэтому можно запросто «от обратного» добиться того, что хочешь, «помолить» Матерь Божию — и бинго, в обход всякой «метанойе» и прочей работе над собой, получить просимое. Но ведь этот подход не евангельский.

Почитание Божией Матери, согласно с высказыванием папы Павла VI (Апостольское наставление «Marialis cultus»), имеет «прочные библейские корни и солидные догматические основания». Поначалу, скептически относясь к культу Богородицы, при внимательном изучении этой темы, мне пришлось убедиться в истинности этих слов. Однако, в наше время, я убежден, необходимо «вернуть» людям Христа, изгнанного нами из Церкви. Нужно упорно объяснять им, что Мария — не богиня-мать, не женское божество, но Она — тоже человек, хоть и вершина человеческой святости, и совершеннейший образец синергии между Богом и людьми.

Почитание Матери Божией полезно и плодотворно в духовной жизни не тогда, когда оно «замкнуто» само на себе, но тогда, когда оно имеет своей целью прославление Бога, когда оно христоцентрично. Мария «благословенная в женах» потому, что «Спаса родила душ наших». Христос без Марии — это Христос без человечества, и именно правильное понимание места Богородицы в истории спасения и Ее роли в Церкви, я убежден, сохраняет в нашем сознании правильное суждение о Христе — всецелом Боге и всецелом Человеке.

  • 145

Комментарии к новости

    Информация

    Сообщаем Вам:

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

ДРУГИЕ НОВОСТИ