» » » Безрыбье в стразах

основное / новости

Безрыбье в стразах

О Московской международной книжной выставке-ярмарке, прошедшей 4-8 сентября …
Безрыбье в стразах

Риторический вопрос - на
потребу каким вкусам пишется книга со следующим содержанием?


Софья Багдасарова. Воры,
вандалы и идиоты: Криминальная история русского искусства.
Аннотация:


Глупость,
надежда на авось и пьянство - вот то, что отличает русские преступления в сфере
искусства: - Отковырять 602 бриллианта от икон и три дня прятаться за
иконостасом, чтобы потом изнемочь от голода и жажды, и в буквальном смысле
свалиться на голову полицейским. - Средь бела дня зайти в Эрмитаж и вырезать
холст из рамы, сложить его в несколько раз... А потом подбросить картину
видному политику. - На глазах у публики вынуть картину из рамы, оставить на
брошенной раме свои отпечатки пальцев, потом спрятать картину на стройке. И
быть арестованным на следующее утро. - Разбить по пьяни камнем окно музея,
выпить еще, забыться сном на антикварной мебели. И быть взятым с поличным - с
единственной бронзовой статуэткой.


В новой книге Софьи
Багдасаровой, автора бестселлера «Омерзительное искусство» (номинант премии «Просветитель-2018»
(?!-Н.В.), вы узнаете все о том, как совершаются преступления в российских
музеях и кто обычно бывает преступниками. Стоимость книги 848 рублей.


Или вот ещё:


М. Жегалин. Искусство под
градусом. Полный анализ роли алкоголя в искусстве.


Автор
книги с иронией рассказывает, кто, как и зачем использовал алкоголь в
изобразительном искусстве (от античности с ее дионисийским и вакховским
культами) и до мировых шедевров Ван Гога и Пикассо. Что пили литераторы,
кинематографисты и другие деятели культуры? Это и многое другое в
эксклюзивной дебютной книге от Максима Жегалина. Стоимость
525 руб.


Нынешняя ММКЯ (книжная
ярмарка на ВДНХ) была заявлена как осуществившая над собой перезагрузку,
разумеется, с помощью нового руководства. Новый директор, бизнесмен и математик
по образованию Андрей Гельмиза, продюсер культурных проектов (театральных,
Книгобайт, «Красная площадь»), заявил, что за два года для ММКЯ будет создана
новая платформа.


Нововведения на ММКЯ
ощущаются с первых шагов: сначала по форме, затем и в содержании. Отрадно, что
стало просторнее, как-то больше воздуха и продуманной геометрии. Хотя
непропорционально широкие пространства отвели под выставку книг, специальных
гостей из арабского Шарджа, ставшего в этом году Всемирной столицей книги.
Однако мало кто в состоянии оценить по достоинству представленные фолианты -
арабистов, и знатоков мусульманства не так много. Вот и остались эти площадки
эдакими пустынными зеркальными кортами со скучающими девушками в хиджабах.


При этом уменьшились
другие площадки для общения с читателями. Широко раскинулись стенды и залы с
детской литературой. Не потому ли такой убедительный акцент на детской литературе
был сделан организаторами, что особые прибыли сулило это направление?  Ведь задумано открытие в 2021 году в Москве
новой международной ярмарки - детской книги. Это совместный проект ММКЯ с самым
авторитетным форумом в мире детской литературы, с Болонской ярмаркой.


Почему было невозможно
приобрести каталог-программу мероприятий ММКЯ 2019 в печатном виде? Потому что
его нет. И не потому, что программа была в интернете, а на каждый день по часам
-  расписание на табло. Смеем
предположить, что именно потому не было, что легко вычислить и почувствовать
общую тенденцию обновлённой ярмарки, если хотя бы бегло полистать печатный
вариант программы.


О
содержании ММКЯ.
Две книги, анонсированные вначале, это не
нонсенс, это квинтэссенция генеральной тенденции нового формата книжного
торжища. Тенденция трижды коммерческая, и это её главная подоплёка. Однако,
пожалуй, впервые на площадку для общения приглашается главный редактор мужского
журнала «Максим», в котором есть порнореклама и всякое другое (не будем
уточнять) (опус «Сам себе мальчик»). Никогда ранее не были так «мощно»
представлены книги авторов, ведущих разнообразные тренинги в области
экстрасенсорики. Несколько из них - победители пресловутой «битвы
экстрасенсов». Правда, и в анонсах своих изданий, и, выступая, мистическая
составляющая ими стыдливо принижалась и маскировочно звучали слова о светлых
энергиях и силах, «концепциях трансформации судьбы».


Несколько авторов, бизнес-тренеров,
пытались рекламировать свои «исследования» с претензиями на наукообразность.
Вот это название! «Мозговодство (!). Путь к счастью и удовлетворению» (Филипп Кузьменко). Мало того, что
автор многословен и косноязычен, так он в ответ на вопрос о библиографии был
вынужден признать, что её просто нет...


Радислав
Гандапас - председатель клуба ораторов (что-то вспоминается великий
комбинатор), автор книг «Полная Ж», «Камасутра для оратора», издавший в том
числе «Сборник
биографий великих людей России за все время ее существования: от Киевской Руси
до нынешнего времени». Подарочное оформление (глянуть бы библиографию!)
анонсировал новую книгу «Жизнь как бизнес-проект». Аннотация:


«Система "Полная Ж", основанная на колесе жизненного баланса,
дает вам реальную возможность изменить реальность, повлиять на все сферы
собственной жизни: любовь и дружбу, работу и хобби, благосостояние и здоровье.
Работая с книгой, вы проведете диагностику по всем сферам вашей жизни; -
проанализируете свои цели и устремления; - проверите собственную мотивацию на
достижения; - сделаете финальный check-up вашего морального состояния... и
затем начнете писать новый жизненный бизнес-план. Ваш бизнес-план. Воркбук даст
вам инструменты и стратегию, которую легко можно воплотить в собственной
жизни!» Вот такую лапшу, оказывается, потребляют наши сограждане, причём с
аппетитом, судя по тиражам. Мало этого, в очередной книге «признанный мастер
ораторского искусства» Радислав Гандапас собрал речи знаменитых россиян,
сопровождавшие великие события и судьбоносные повороты российской истории.
Каждая речь сопровождается биографией оратора и описанием исторического
контекста, в котором она была произнесена. Ловко, что скажешь!


Да, лапша - самое
популярное блюдо в меню нынешних редакторов издателей.


Вот известный игрок «Что?
Где? Когда?» М. Поташев многозначительной рекламой на тему игры как философии
привлёк внимание посетителей к своей книге. И чему же она посвящена?
Оказывается, личности Ильи Кабердзона, который в начале 20 века, популяризируя
игру в бридж, открывал по всему миру заводы по производству игральных карт.
Предлагал он и правительству СССР реализовать свою инициативу, но, говорит,
усмехаясь, Поташев, в СССР испугались того, что на картах изображались короли,
и отказались. То есть игрок уверен, что публика - любительница лапши и потому
понятия не имеет об оккультной составляющей карточных игр.


Если бы надо было в
процентах оценить представленную тематику книг, то ПРИМЕРНО это выглядело бы
так:


60-65% - детективы,
остросюжетные и отдельно женские (Мартова, Куликова, Вагнер, Степанова,
Полякова, Вербинина, Долонь, Горская, Крамер, Жукова, Гармаш-Рофф и несть ещё
числа. Вот перлы названий: «Ключ от проклятой комнаты», «Подвеска Кончиты»,
«Тебе никто не даст»). По сравнению с этими детективщицами Донцова и Маринина -
это уже уровень Льва Николаевича;


15% - детская литература;


15% - бизнес-проекты,
тренеры психологи и целители, медики;


5 % - кулинария, одежда,
уход за лицом и телом.


5% - остальное. Сюда,
видимо, попадают исторические и художественные произведения.


(Отдельной строкой идут
иллюстраторы, о них здесь речи нет).


За 5 дней работы ММКЯ
проведено примерно 455 встреч с читателями. На другой чаше весов: 2 встречи со
священниками - о.Андрей Ткачёв, о. Артемий Владимиров; рассказ о книге
С.Михеенкова «Берлин-45» о дне последнего штурма; книга об истории Крыма,
встреча с космонавтом С.Рязанским; С.Карякиным, выдающимся шахматистом;
Н.Стариковым; А.Вассерманом; одна беседа о русском языке; разговор с
З.Прилепиным. Легко подсчитать, что эти светлые проблески в море трескучей
пустоты равняются примерно 2, 4%. 


Конечно, без Д.Быкова не
обошлось: кроме своих перлов он почему-то презентовал книгу умершего Марлена
Хуциева о русской классике, причём в аудиоверсии именно он говорил голосом
А.С.Пушкина (?!).


Как и без Радзинского,
накатавшего нечто очередное под названием «Бабье царство», ничтоже сумняшеся.
Манера отношения Радзинского к женщинам однажды уже была им сформулирована так: «Я стою у
ресторана: замуж - поздно, сдохнуть - рано». Надежд мало, что эта формула не запущена и в новом опусе.


Однако «вершиной»
бизнес-мышления стала встреча под названием «Если
жизнь - боль, зачем страдать от русской литературы?»


Популярный
вопрос на TheQuestion: «Почему в русской литературе постоянно страдают?» В
интернете стала вирусной фраза, что вся русская проза построена на страдании:
«страдают либо автор, либо персонажи, либо читатель». Так ли это? Можно ли
получать удовольствие от отечественного «литературного производителя» или за рубежом все делают лучше, даже
тексты
? Беседуют писатель Ольга Брейнингер, издатель Елена Шубина и книжный
блогер Евгения Власенко.


Слушать было неприятно по
понятным причинам, хотя помада у выступавших была, конечно, дорогая и в тон. «Тексты
делают»...


Нельзя умолчать ещё об
одном перле: сборник «Так говорил Богомолов» объединил в себе
тексты режиссёра, написанные им в разное время, даже школьные каляки
помещены. Автор чуть ли не с проникновенной слезой при этом вспоминал о
замкнутом грустном мальчике из Гнездниковского переулка, о себе самом, то есть...
К. Богомолов о названии своей книги: «Это такая ироничная вещь.
Знаете, многие относятся к этому названию серьёзно, видят книгу и говорят: "Ты
охренел?". Или что похуже. Но на самом деле это, конечно, в ироническом
ключе. Мы обсуждали название, смеялись - и решили: назовём "Так
говорил Богомолов", пусть крутят пальцем у виска, бесятся».


«Пусть
бесятся» - это о читателях. Автор же иронизирует и стилизуется не под сказки
братьев Гримм, а под Ницше. Смело? Г-н Богомолов, как вы думаете, каждому ли по
плечу «пощёчины общественному вкусу»? Сдаётся, в вашем случае это никакая не
пощёчина, а хихиканье в кулачок.


Итожа
сказанное, трудно не вспомнить слова В.Носика, прозвучавшие в последнем выпуске
Н. Михалкова «Бесогон»: «Эти люди выжрали всю российскую культуру. Они
задушили всё, до чего смогли дотянуться. Они захватили кинематограф, театр,
влезли во все щели, дыры, бюджеты и комитеты с комиссиями...они навручали себе
званий и премий, грамот и мест, а потом этими статуэтками и переходящими
знаменами за перевыполнение плана и по изобличению русской мерзости призывают к
покаянию и забивают насмерть всё, что не их».


Ранее
на ММКЯ мы могли встретиться и побеседовать с В.Распутиным, Н.Коняевым,
А.Лихановым, О.Платоновым, В.Крупиным, В.Катасоновым, С.Перевезенцевым,
В.Махначом, В.Личутиным, Н.Мельниковым, О.Седаковой, В.Ганичевым, В.Воропаевым,
А.Ужанковым, А.Варламовым, А.Черновым и другими выдающимися писателями,
учеными, деятелями культуры.


Теперь
же «этим людям» безрыбья, на котором и раков-то уже полным-полно, приходится
обсыпать всё вокруг себя блёстками-стразами, купленными недёшево, (а как же -
бизнес-проект), поддельными, но вызывающе ярко блестящими, ибо эпатаж, перепев,
хохма и пыль в глаза - их основные инструменты.


Наталья
Владимировна Варламова
, педагог, филолог,
журналист

  • 15

Комментарии к новости

    Информация

    Сообщаем Вам:

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

ДРУГИЕ НОВОСТИ