» » » Альтернатива «информационному целлофану»

основное / новости

Альтернатива «информационному целлофану»

Лидия Довыденко о книге Андрея Чернова «Донбасский код» …
Альтернатива «информационному целлофану»

Андрей
Чернов - литературовед, критик, публицист, секретарь Союза писателей ЛНР, автор
книги «Притяжение Донбасса» (Москва, 2016), заместитель главного редактора
литературного альманаха «Крылья» - давно занимается изучением истории, культуры
и литературы Донбасса, отмечен российскими литературными наградами, медалями
ЛНР, живёт и работает в Луганске.


Неоднократно выступал Андрей Чернов в различных
изданиях, в том числе в журнале «Берега», с очерками и статьями, посвящёнными духовной
сфере жизни в Донбассе, а теперь соединил их в книгу «Донбасский код», которая
вышла в июле 2019 года.


«Донбасский код» - это альтернатива «информационному
целлофану», в который завернули две республики недобросовестные СМИ. Это книга,
построенная на настоящем, живом, подлинном, что носят в душе жители Донецкой и
Луганской республик. От смысла к смыслу, от оберегов Северского Донца, от
исторического осмысления топонима «Донецкий бассейн», от биографии к биографии
известных писателей и героев, от Сократа донецких степей и Чернухинской мадонны
движемся мы вместе с автором к современности, чтобы попытаться прорваться к
перспективам уникального уголка земли, показавшего в эпоху массового
потребительства пример духовной высоты для человечества.


Вспоминаются строки современной поэтессы Марины
Струковой:


Они рождены, чтобы сдаться...


Но мы рождены - их спасти.


Действительно, в то время, когда руки большинства
землян день ото дня, из года в год жмут на кнопки гаджетов, чтобы в ту же
секунду забыть, о чём они только что читали, во что они только что играли,
когда мир погрузился в мертвящее безволие, под высоким донским небом
сохранилось нечто такое, что стало угрозой для тех, кто направил не только
информационное оружие, но и реальные бомбы и пули в сторону людей, живущих в
непокорённых республиках, сохраняющих русский язык как «маяк собственной
культурной идентичности».


Андрей Чернов сосредоточил в своей книге внимание на
том, что относится к родовому, православному, русскому, соборному, сквозь слёзы
и горе сегодняшнего дня, сквозь вечный «трижды петушиный крик» вышел в стихию
действенного слова. Речь писателя сильными толчками движется вперёд в 24
очерках, развеивая мифы проплаченных авторов о якобы «социальном гетто» и
«криминализированном населении» на территории ЛНР и ДНР.


Святогорье и Бахмут - древнейшие города на территории
Добнбасса - появились в исторических документах в XVI веке как пограничные и
сторожевые, чтобы предупредить нападение на Русь крымчаков. Донские и
запорожские казаки селились у «перелазов» - мест перехода через реку. В 1721
году Григорий Капустин открыл здесь залежи каменного угля: в Лисичанске,
Шахтах. На берегах Северского Донца, Бахмута и Лугани селились славяне,
осваивая степи и добычу угля, создав Славяносербию, описанную в книге
«Переселение» сербским автором Милошом Црнянским.


Екатерина Вторая, присоединив Крым к России, назвала
эти края Новороссией, а затем издала указ о строительстве чугунолитейного
завода.


О Донецком каменноугольном бассейне рассказывали
многие русские писатели: Антон Чехов, Викентий Вересаев, Александр Куприн,
Аркадий Аверченко.


Автор «Донбасского кода» обращает внимание на то, что
у них нет упоминания слова «Донбасс», появившегося после революции 1917 года.
Из газет и плакатов шагнуло это слово в литературу, в «Мистерию-буфф» Владимира
Маяковского. А потом, в двадцатом веке, оно прочно срослось с именем Алексея
Стаханова, с «Молодой гвардией» Александра Фадеева, с романом «Донбасс» и
повестью «Непокорённые» Бориса Горбатова, со стихами Владимира Сосюры и Михаила
Матусовского, в 2014 году - с боями у 7-го блокпоста, где киевские каратели не
смогли пробиться на правый берег Лугани и не вошли в Октябрьский район
Луганска.


Прекрасны страницы истории Луганского чугунолитейного
завода, занимавшегося кроме всего прочего художественным литьём. Например, высокохудожественная
работа - памятник в честь Победы над Наполеоном в древнем Полоцке, самовары,
чашки, блюдца, сахарницы из чугуна, но легкие, кружевные, с позолоченными
деталями. В Горном музее Петербурга хранится шедевр луганского художественного
литья - ожерелье с крестом и браслет, говорящие об изяществе, тонком вкусе
луганских мастеров. Эстетическое чутье проявилось в выпуске чугунных скульптур
Петра Первого, А.В. Суворова. Многие музеи России хранят в своих сокровищах
изделия луганского художественного литья с позолотой: ажурные блюда, настенные
украшения, статуэтки, а пушка «Крепостной единорог» стала визитной карточкой
Луганска и первым памятником города.


Луганск дал России Владимира Ивановича Даля, создателя
словаря русского языка. Здесь родился и вырос Михаил Матусовский. Книга
«Луганчане», затем «Семейный альбом», свет которого разливается по всей
Вселенной, говорит о душевном трепете и мягкой ласке к родной земле. Кто не
знает песни «Подмосковные вечера», переведённой на многие языки мира, или
романса «Белой акации гроздья душистые...»


Донбасс проехали с выступлениями Владимир Маяковский и
Семен Кирсанов, в Луганской области родился знаменитый Маршал Советского Союза
Андрей Иванович Ерёменко. Великий русский полярник Георгий Яковлевич Седов,
действительный член Русского императорского географического общества - сын донбасской
земли.


В край угля и металла приехал впервые в 1916 году писатель
Константин Паустовский, поселившись в гостинице «Великобритания» в Юзовке, где
останавливались в своё время Александр Куприн и Александр Серафимович.


Первомайск и Артёмовск, Краматорск, Луганск, Донецк
питали вдохновением Бориса Горбатова.


В Донбассе появился на свет титан советской
журналистики, депутат Верховного Совета СССР, политический обозреватель газеты
«Правда» Юрий Александрович Жуков.


В Донбассе чтят память бесстрашной лётчицы Лидии
Литвяк, Героя Советского Союза, погибшей в боях за освобождение Донбасса от
немецко-фашистских захватчиков.


Писатели Михаил Колосов, Иосиф Курлат, Олег Бишарев,
Тарас Рыбас своим творчеством обязаны донбасской земле, небу и водам донбасских
рек, внесли свой вклад в культурное своеобразие края.


«Донбасский код» - это родовое чувство, наше тайное духовное
единство, наша уверенность в победе света над тьмой, крещенская вода Северского
Донца и Лугани, это рубеж-река против либерально-фашиствующих последователей
Бандеры, против отчаяния и смерти.


Книга Андрея Чернова говорит о его тесной, гибкой,
множественной связи с культурой родной земли, о чувстве сокровенной верности
ей, растворённости в ней и любви к дивным донским пейзажам и Божьему миру в
сердцах родных луганчан.


Лидия
Владимировна Довыденко
,
главный редактор художественно-публицистического журнала «Берега», прозаик,
публицист, секретарь Союза писателей России, член Союза журналистов России,
кандидат философских наук

  • 444

Комментарии к новости

    Информация

    Сообщаем Вам:

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

ДРУГИЕ НОВОСТИ