» » » Десятина, жирные попы и Чечня

основное / новости

Десятина, жирные попы и Чечня

Обращение к критикам, «правдоискателям» о десятине …
Десятина, жирные попы и Чечня

Обсуждение вопроса установленных пожертвований -
десятины происходит не только в религиозной среде, но и выходит далеко за
церковную ограду. Эта тема будоражит и вызывает интерес, споры и негодование. Насколько
это жизненно, этично и нравственно обсуждать? Кому и как? Какие примеры мы
видим в других культурах?


Подоплекой
вызванного бурного интереса к данной теме послужили недавние слова Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Кирилла: «Десятина, которую в России начал впервые
применять князь Владимир, - это традиция нашего народа. Ведь на
протяжении долгих лет государство в целом, а до этого отдельные княжества,
действительно платили церкви десятину... общество, которое платит церкви
десятину - это общество справедливое и солидарное». 



 

Откуда
это все взялось?
Но
чтобы не быть профаном и человеком, обворованным информацией, стоит обратиться
к первоисточнику и понять, Левит
27: 30-32
):
«И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит
Господу: это святыня Господня (...) Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов
Израилевых они не получат удела; так как десятину сынов Израилевых, которую они
приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел...».


Десятина
должна была пойти на нужды Священников и Левитов - служителей в скинии
собрания, а позже - Храма Божия. Об этом же свидетельствует пророк Иезекииль (Иез. 44:
29-30
). Каждый 3-й год десятина передается не в храм, а левитам, пришельцам,
сиротам и вдовам (Втор 14: 27-29).


Суть
и значение десятины для верующих - это служение Богу (Втор 14: 23). Главный
посыл такого действия - отдать из добытого десятую часть - это убежденность в
том, что все на земле принадлежит Богу и благодаря только Ему мы все имеем здесь
на Земле (Пс. 23: 1). Исполнение десятины - это прямое повеление Бога своему
созданию - человеку!



 

Итак,
обращение главы религиозной организации к пастве со словом о десятине это в
первую очередь обращение к верующим о виде служения Богу в обществе, а не лично
иерарху. Ведь церковь в современных условиях обладает не только штатом
духовенства и храмами, но и сетью учебных и социальных заведений: семинарии,
академии, различные реабилитационные центры, приюты для бездомных и
престарелых, хосписы, садики, гимназии, воскресные школы, различные детские
кружки, клиники. Церковь осуществляет активную деятельность на культурном,
спортивном, образовательном и научном поле, воплощая различные долгосрочные
проекты, что дает быть нравственным обществу.




Но
в итоге мы видим непонимание тех людей, которые называют себя верующими и
отрицают очевидную необходимость исполнения повеления Божия.


Вот
что об этом говорит Святое Писание (книга пророка Малахия гл.3 ст. 8-16): «Со дней отцов ваших вы отступили от уставов
Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам, говорит Господь
Саваоф. Вы скажете: "как нам обратиться?" Можно ли
человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: "чем
обкрадываем мы Тебя?" Десятиною и приношениями.

Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была
пища, и, хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для
вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и
виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете
землею вожделенною, говорит Господь Саваоф. Дерзостны предо
Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: "что мы говорим против
Тебя?" Вы говорите: "тщетно служение Богу, и что
пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред
лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных
счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога,
но остаются целы". Но боящиеся Бога говорят друг другу:
"внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о
боящихся Господа и чтущих имя Его"».





Насколько
этична критика вопроса исполнения воли Божией о десятине неверующему и
верующему человеку?
Как
с точки зрения законов светского государства, так и религиозной группы, это
вопрос, в первую очередь, внутренний конфессиональный, это вопрос той
внутренней традиции, уклада существования общины. В богоборческом государстве,
когда уничтожалась Церковь, возможность осуществления десятины было невозможно,
тогда появились прейскуранты «добровольных пожертвований» за требы вместо
десятины. Поэтому уместно говорить о десятине,как о пожертвованиях и о явлении
в целом.


Критика
практики десятины (пожертвований) заключается в следующих вопросах:


1) Вопрос
в недобросовестности их использования, на какие цели уходят эти пожертвования?


2) Обвинение
Церкви в экономических преступлениях.


3) Из-за
«жирных» попов я не буду давать пожертвования. Вопрос безнравственности
служителей.



 

1. Итак, куда уходят пожертвования? Частично ответ уже
был дан на этот вопрос выше: на штат, социальные и образовательные проекты
учреждения, а также на церковную утварь и ЖКХ.


Но
теперь возникает вопрос этичности, насколько нравственно критиковать и кому
критиковать дано? Ведь у нас свобода слова!


Чтобы
критика имела нравственное право на свое существование, стоит делать больше благородных
поступков, чем тот объект, который критикуешь. Например, Московская епархия,
собрала пострадавшим от наводнения в Иркутской области более 10 млн. руб., не говоря
о том, что другие епархии РПЦ также сотворили сбор пострадавшим. Так вот
дорогие критики, сделайте более убедительный поступок благотворительности, чтобы
тогда вы нравственно оправданно смогли сказать: «Я по сравнению с вами намного
больше сделал, чем вы».



 

Почему-то
эти поступки Церкви не замечены «правдолюбивыми» СМИ и «критиками» Церкви. Свобода
слова, это не свобода клеветы и циничной лжи, это не свобода оскорбления чувств
верующих.А ведь Церковь благодаря вашим пожертвованиям осуществляет проекты
благотворительности.


2. Обвинение Церкви в экономических преступлениях. Обвинения в адрес
Церкви сводятся в том, что она не платит налоги, обирает население, и еще
попрошайничает, все это сводится к обвинению в экономических преступлениях.


Однозначно,
что Церковь это составное и неотделимое гражданского общества и граждане
государства имеет полное право на осуществление своего религиозного образа
жизни.


Итак,
все экономические преступления, которые совершаются в стране это преступления
на 99,99% совершаются вне стен храма! Но желание создавать образ врага народа,
навязывание террористических и безбожных штампов - Церковь опиум для народа, это
мнение подавляющего меньшинства. Кто эти люди в нравственном плане?



 

Давайте
посмотрим на этот вопрос как непредвзятый атеист, просто из объективных
статистических фактов. Если мы возьмем взаимоотношения преступлений 0,01% и
99,99%, то очевидно видна несоразмерность претензий и обвинений. Это
сознательная ложь, нападки НРАВСТВЕННЫХ УРОДОВ и глубоко невежественных людей,
всей душою не отстаивающих правду и справедливость, а на 99,99% ненавидящих
правду и справедливость.


3. «Жирные» попы со своей роскошью мне не дают покоя.
Безнравственность пастырей.
Не хочу и не буду оправдывать
безнравственность пастырей, образ которых должен являть образ Христа. И оценка,
нами людьми, пастыря с его немощами, также может быть глубоко субъективная. Мы
можем любить Христа, когда Он исцелил или воскресил человека, а если Он вас
погонит плетью, как это сделал в храме? Как Его после этого любить? Тоже самое
относится и к пастырям в оценках.


Еще
раз повторяю, не хочу оправдывать безнравственность, и нам пастырям, нарекание
со стороны говорит о том, чтобы мы не подавали повод соблазна. Я знаю многих состоятельных
священников. Поверьте, источник обладания богатством, это совсем не пенсии прихожан
и не доход храма. В большинстве случаев это состоятельные родственники,
знакомые, попечители. На основании этого создаются лживые обвинения.



 

Если
мы говорим о Церкви в аспекте поступков безнравственных пастырей, то почему бы
не говорить о высоконравственных священниках и о их поступках? Зачастую о
священниках говорят, как о самолетах, когда они падают, а когда летают
возвышенно, «правдоискатели» и «правдивые» СМИ о них молчат.


Незаслуженное
осуждение пастырей исходит от испорченной нравственной природы человека. Когда
человек не может и не хочет жить нравственно, самому быть примером благочестия,
тогда возникает «потребность» обгадить кого-то, чтобы на этом созданном для
себя фоне кучи дерьма выглядеть лучше.



 

Если
мы действительно сталкиваемся с несоответствием образа пастыря, с его
призванием и нам это служит соблазном для пожертвований, то всегда найдётся
место, где вас очень ждут.


Как
и кому должно давать десятину в современных условиях?
Исполнять волю
Божию - давать десятину это правильно, но нужно смотреть по обстоятельствам. Если
вы беспокойны по поводу ваших пожертвований, не уверены в рентабельности и правильности
освоения средств, то лучше самому принять участие в жизни прихода-общины, когда
вы, например, сможете сами оплачивать ЖКХ, сделать ремонт, купить необходимую
церковную утварь и т.д. Если вы сможете помочь и своим трудом восстановить
экономику прихода это будет еще лучше.



 

Как
на мой взгляд, самое востребованное финансирование, это вкладывать в деятельных
людей, занимающихся миссионерством, просветительской деятельностью, зачастую
это жертвенные люди, которые свое личное время, а иногда даже в ущерб семейным интересам,
отдают на служение Церкви. Занимайте активную социальную
православно-общественную позицию. Принимайте участие в разных молодежных
проектах.


Я
священник, который имел первый приход в сельской глубинке, где автобус ходил
раз в неделю, знаю, что такое нищета людей не понаслышке. Моей месячной
зарплаты не хватало чтобы поехать в областной центр. Несмотря на «жирных попов»,
о которых часто говорят в СМИ, благодаря чему создан миф о жирной поповской
жизни, реальная статистика - 70% духовенства, а тем более сельского, это люди
живущие за чертой бедности, жертвенно служат ради Бога и паствы. А есть те,
которые трудятся практически бесплатно. Ваши пожертвования, десятина, будет
всегда кстати в поддержку сельских священников и развитие таких приходов. «Доброхотно
дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 7).


Почему
у нас не так как в Чечне?
Я ехал как-то автостопом из Москвы в Ростов-на-Дону, водитель,
который меня подобрал, ехал в Грозный, оказался чеченцем, глубоко верующим мусульманином,
работающим в правоохранительных органах республики. Завязался жаркий разговор
на религиозную тему, нам обоим было интересно. В разговоре поднялся вопрос и
оплаты священнослужителей. Оказывается, все муфтии Чечни на государственном
окладе, получают зарплату как чиновники, и кроме того, они получают на
республиканском уровне поддержку в получении жилья и автомобиля. Когда я
рассказал нашу ситуацию, все выше перечисленное, то он весьма удивился, после
чего сказал: «Если бы ваши президенты, чиновники, меры, верили и любили
Бога, не на словах и не на показ в храм ходили, а любили и верили так как наш
Рамзан Кадыров, то у вас у русских так же было бы».



 

Теперь
мне хочется обратиться к критикам, «правдоискателям» о десятине, а не хотите вы
поехать в Чечню в главную мечеть, и там рассказать муфтию, прихожанам, что он
не должен получать от государства зарплату? Почему-то там вас нет и не слышно. А
вот нам, православным русским священникам и прихожанам, трубите, что десятина -
это не нужно. А ведь до революции Православная Церковь была на обеспечении
государства.


В
заключение этой статьи хочу снова обратиться к словам Патриарха: «Общество,
которое платит церкви десятину - это общество справедливое и солидарное».


Это
вытекает из природы самого человека, мы организм - род человеческий, и каждый
из нас как клеточка в этом организме, и, если нет обмена между клетками, нет
веры в Бога, исполнения Его воли, общество становится безнравственным и вымирает.


Протоиерей Олег Трофимов, доктор богословия, магистр религиоведения и
философских наук, публицист

  • 109

Комментарии к новости

    Информация

    Сообщаем Вам:

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

ДРУГИЕ НОВОСТИ