» » » Под давлением вымысла

основное / новости

Под давлением вымысла

О причинах смешения виртуальности и реальности в душах современных людей …
Под давлением вымысла

Человек,
входящий под своды художественного вымысла, расширяет сферу своего бытия, но
нельзя забывать и об оборотной стороне дела: делая этот шаг, он неизбежно
покидает твёрдую почву реальности. Путешествие по эмоциональным лестницам и
событийным переходам литературных сюжетов требует времени. Открыв для себя
неисчерпаемый источник умозрительного пространства, мы предстоим ему, обладая
временем, которого у нас больше не стало. И некоторую долю этого жёстко
ограниченного ресурса мы тратим на погружение в вымысел. Фактически речь идёт
об обмене части нашей жизни здесь и сейчас на возможность пожить чужой жизнью
(литературных персонажей, киногероев, персонажей компьютерных игр). И,
поскольку эту сделку мы совершаем добровольно и по собственной инициативе, приобретаемое
в наших глазах обладает более высокой ценностью, чем то, чем мы оплачиваем
приобретение.


Реальность
редко когда соответствует нашим ожиданиям. Она может пугать, раздражать,
казаться скучной и пресной. Главная проблема, по-видимому, заключается в том,
что реальность принуждает нас к действиям, которым должен предшествовать выбор.
Причём выбирать часто приходится из вариантов, которые заведомо не нравятся.
Всё это - проблема выбора, необходимость действия и связанная с ними
ответственность - составляет весьма нелёгкое бремя, и неудивительно, что порою
хочется сбросить его с плеч или хотя бы на время забыть о том, что оно
существует. Нужен отдых.


Выход в
виртуальность (в мир художественного вымысла) как раз является таким отдыхом.
Человек подключается к жизни, существующей лишь в художественном пространстве,
и не несёт за неё никакой ответственности. Это можно рассматривать как
психологическую разгрузку, и в этом качестве визит в мир вымысла выглядит
оправданным и даже полезным. К тому же, кажется, что время на него у нас есть.
Современный человек обладает значительным количеством свободного и даже
совершенно пустого времени (таково, например, время пути, - ведь перемещение
сегодня в значительном числе случаев не требует от нас практически никаких действий,
- и время ожидания). Чтение, просмотр фильмов, компьютерные игры относятся к
способам проведения досуга, а сам досуг считается неотъемлемой частью
человеческой жизни. Право на отдых легко интерпретируется как право на досуг.


Таким
образом, современная культура задаёт модель, в рамках которой, переход от
реальности в мир вымысла является нормальным и ожидаемым. Однако на деле
удерживать себя в пределах нормы весьма проблематично.


Занимая
пустое или свободное время погружением в вымысел, легко заступить за черту.
События в мире вымысла идут своим ходом, который никак не синхронизирован с
обстоятельствами нашей жизни. Нам уже надо возвращаться к реальности, а
приключения героев ещё в самом разгаре. И мы занимаем у реальности ещё какое-то
время, оттягивая возвращение. А порой просто бросаем её, искусственно
выгораживая для этого окно среди неотложных дел.


Перерасход
временного фонда может быть значительным, вплоть до того, что реальная жизнь
начинает лететь кувырком. С другой стороны, если тебе действительно интересно
то, чем ты сейчас занимаешься, вряд ли ты будешь прерываться, чтобы развлечь
себя вымыслом. Угроза сползания в виртуальность возникает только тогда, когда
твоя жизнь здесь и сейчас кажется тебе бессмысленной и неинтересной.


Современный
мир постоянно сталкивается с дефицитом смыслов. Низкую эмоциональную и
эстетическую насыщенность бытия также можно считать чрезвычайно широко
распространённой проблемой. Но на эту объективную ситуацию накладывается и
нечто иное.


Человечество
накопило громадный массив художественного вымысла. Он обступает нас со всех
сторон. Нет такого человека, которого бы он не коснулся. Так или иначе мы
вступаем с ним во взаимодействие, и весьма часто. При этом художественный
вымысел интерпретируется как нечто действительно значимое. Ему присваивается
высокая культурная ценность. Художественные книги и фильмы являются частью
национального культурного достояния. Литература входит в число школьных
предметов и подлежит обязательному изучению.


Подобное
участие вымысла в нашей жизни привычно и выглядит естественным, однако на самом
деле мы здесь имеем дело с культурным феноменом, который обусловлен исторически
и очень быстро развивается. Золотым веком русской литературы считается XIX-й.
Авторы этого времени образуют основу школьного курса литературы. Это означает,
что ранее и изучать-то было нечего, поэтому такого предмета, как «Русская
литература» просто не могло быть. В 1801-1805 гг. в России было издано 1304
книги на русском языке плюс ещё 641 книга на иностранных языках, то есть в
среднем печаталось около 400 книг в год. В 1865 году вышло уже 1863
наименования, а в 1867 - 3388. По оценкам Лероя Чарльза Меррита за период с
1553 по 1908 год в России вышло 477 715 изданий, и с этой цифрой сопоставимо
количество изданий, вышедших за гораздо более короткий временной интервал с
1909 по 1927 год - 369 004. Конечно, в этом общем объёме книг
художественная литература составляет лишь определённую долю. Например, в 1940
году в СССР вышло 32,5 тысяч наименований книг, в числе которых только 3,6 тысяч
художественного содержания. Это 11%. В 1950 году из 28,5 тысяч наименований,
художественных изданий было 4,6 тыс. (16%). В 1960-м эти цифры составляли 50
тыс. и 8 тыс. соответственно (доля художественной литературы (16%). Для
сравнения в 2013 году в России вышло более 120 тысяч изданий, в том числе
художественных более 17 тысяч, что составило 14%. В 2018 году по отношению к
общему объёму в 117 тысяч изданий 20 тысяч художественных книг составили 17%.


Думается,
картина понятна. По одной из существующих оценок к 1910 году в мире
насчитывалось около 10 миллионов книг стало быть, художественных изданий было
примерно 1,5 миллиона. В 2010 специалисты компании Google, занимающиеся
оцифровкой книг  подсчитали, что
человечество накопило почти 130 миллионов изданий; к художественной литературе
должно относиться где-то 19 миллионов из них.


До сих
пор наш экскурс в статистику книгоиздания касался лишь одной стороны книжного
дела - количества наименований, а есть ведь ещё один не менее важный показатель
- совокупный объём тиражей. Так, общий тираж художественных книг, выпущенных в
СССР в 1940 году, составил 47 тысяч, в 1950-м - 179 тыс., в 1960-м - 388 тыс.
Потом счёт пошёл на миллионы. Даже сейчас, когда книгоиздание находится в
перманентном кризисе, художественная литература выпускается в огромном
количестве - в 2018 году общий тираж изданных в России художественных книг
достиг 55 миллионов экземпляров, а в 2013 он превышал 88,5 миллионов.


При
этом вплоть до последнего времени господствовала книгосберегающая модель
поведения. Книги бережно хранились, передавались от поколения к поколению.
Составлялись домашние библиотеки. Шла аккумуляция книжного фонда; утрата книг
была весьма незначительной. По оценкам экспертов уже в 1970-х годах в СССР в
личной собственности граждан находилось около 50 миллиардов книг. В большинстве
своём это были художественные издания.


На рост
присутствия в культуре книжного вымысла наложилась экспансия кинематографа.
Сначала немногие ленты можно было смотреть в считанных кинотеатрах. Но время
шло; снимались новые фильмы, точек кинопоказа становилось всё больше. Потом
появилось телевидение и быстро стало массовой технологией. Теперь фильмы становились
доступными сразу для всей страны, не надо было ждать, пока копию картины
доставят в твой населённый пункт. Стали снимать продукцию специально для
телевидения - телефильмы и сериалы. За время существования СССР для кинопроката
(т.е., не считая телепродукции) было отснято порядка 7250 художественных. В
добавок к этому в советский прокат попадали и зарубежные фильмы. Так, с 1955 по
1985-й год в отечественный прокат вышло более 3000 иностранных картин. С каждым
годом массив того, что можно посмотреть, возрастал. Мировой фонд полнометражных
художественных фильмов в 2017 году составлял более 370 тысяч единиц (статистика
на основе IMDb).


Теперь
давайте представим себе человека, живущего 200 лет назад. Никакого кино он
посмотреть не мог. Книг было мало, получить в руки и прочитать новый текст было
не так-то просто, особенно в провинции. Значительное число людей не умело
читать, и записанные истории для них были недоступны в принципе. Вымысел,
конечно, всё равно присутствовал в их жизни - в виде фольклора, передающегося
изустно. Но подобные истории имели в культуре жёстко определённое место. Мы
пользуемся словами Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»
как расхожей цитатой, но в этой паре строк дана чёткая модель народного
отношения к сказочному тексту. Сказка - то, что отличается от реальности. Мир
вымысла, хоть он и выполняет обучающую функцию, противостоит повседневному,
нормальному бытию. Вымысел уместен в редкие часы досуга и в ограниченных дозах.


Человеку,
который жил не двести, а сто лет назад, приходилось встречаться с
художественным вымыслом чаще. Окончательно сложилась система образования, число
охваченных ею людей значительно возросло. Знакомство с литературными
произведениями прочно утвердилось как непременная часть образовательного
процесса. Хочешь или не хочешь, а учащемуся приходилось вступать на территорию
вымысла. К этому времени было написано много добротных и интересных книг.
Литературное творчество стало рассматриваться как процесс. За ним необходимо
было следить, особенно тем, кто считал себя интеллектуалом, человеком
передовых, прогрессивных взглядов (а это было модно). Надо было знакомиться с
выходящими новинками, иметь представление о существующих литературных течениях.
Получили распространение публичные литературные чтения. Доступность
художественных текстов резко выросла; было бы соответствующее желание, а найти,
что почитать, стало несложно. Появились люди, ушедшие в литературу с головой, и
это воспринималось как вариант нормального поведения.


И всё
же влияние вымысла на человека того времени было незначительно. И даже позднее,
когда подключился кинематограф и вымысел вышел за пределы слова, обретя
визуальные формы, его воздействие на повседневную практику было гораздо меньше,
чем в наше время. Мы ещё и сегодня говорим «как в кино», противопоставляя
реальность и мир вымысла. Происходящее на экране воспринималось как то, что в
действительности не бывает. Лет 50 назад границы между вымыслом и реальностью
ещё выглядели очевидными. От человека требовалось купить билеты и прийти в
кинотеатр; посмотреть можно было только то, что шло в прокате или стояло в
телепрограмме в удобные часы. Точно также при желании прочитать нужную книгу
надо было найти её в магазине или пойти в библиотеку, выделив на это
специальное время.


Потом появились
видеомагнитофоны, и визуальное давление вымысла сразу выросло. Но кардинальное
изменение произошло с наступлением цифровой эпохи.


Цифровая
форма существования текстов и вездесущий интернет сняли прежние культурные
ограничения. Обретение текста перестало быть отдельным процессом: для того,
чтобы найти книгу или фильм больше не требуются какие-то особые действия,
достаточно стандартной процедуры интернет-поиска. Если ты готов заплатить за
книгу деньги, получить её текст для прочтения не составит труда. Что касается
фильмов, то большинство из них можно посмотреть бесплатно в онлайн-кинотеатрах.


Но
другое культурное изменение гораздо важнее. Мы пришли к тому, что
взаимодействие с вымыслом по-настоящему ограничивается лишь желанием человека.
У каждого из нас есть какой-нибудь гаджет - планшет или смартфон, в устройстве
есть интернет, и этого достаточно, чтобы в любой момент активировать мир
вымысла и погрузиться в него. Фильмы, книги, игры толпятся по ту сторону
порога, отделяющего реальность от вымысла, и ждут нашего зова, чтобы сразу же
явиться и завладеть нашим временем и сознанием.


Искушение
слишком велико, и мы ему поддаёмся, то там, то здесь отщипывая время от важных
дел, повседневного быта, общения, ночного сна и скармливая его вымыслу. Вымысел
вплетается в нашу жизнь, перемежаясь с её обыденным наполнением. Для
современного человека вымысел так же крепко укоренен в бытии, как и сама
реальность. В результате утрачивается навык отличать одно от другого. Черты
реальности и вымысла смешиваются, и человек начинает оценивать течение своей
жизни по меркам художественного канона. Понятно, что при таком сравнении
реальная жизнь кажется недостаточно яркой и полной. Герои фильмов и книг живут
более интенсивно. Это становится ещё одним основанием для того, чтобы обменять
часы своей жизни на путешествие по виртуальным мирам.


Андрей Карпов,
главный редактор сайта «Культуролог»

  • 17

Комментарии к новости

    Информация

    Сообщаем Вам:

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

ДРУГИЕ НОВОСТИ