» » » Богомыслие велосипеда как лекарство от расцерковления

публикации / общество

Богомыслие велосипеда как лекарство от расцерковления


Тема «бывших» продолжает время от времени попадать на страницы официальных церковных СМИ. Вот и сайт московского Данилова монастыря «Прихожанин» публикует материал «Слава нищих», в котором автор, выпускник и аспирант философского факультета МГУ, преподаватель МДА иеромонах Симеон (Мазаев) рассуждает, почему же феномен «бывших», или феномен расцерковления стал так «моден».

«В последнее время, — говорит отец Симеон, — в церковной среде перестали быть редкостью разговоры о профессиональном „выгорании“ духовенства, „усталости от веры“, расцерковлении и тому подобном. Жанр „исповеди бывших“ набирает внушительную аудиторию и модных авторов. Этому феномену, как и всякому сложному явлению, имеется множество серьезных причин. Но, думается, основой разочарования человека в духовной жизни является элементарное отсутствие религиозной культуры».

Верующего человека автор сравнивает с велосипедистом: только тогда можно удерживать велосипед в равновесии, когда жмешь на педали, двигаешься:

«Вера тот же велосипед. И носитель религиозной культуры — это человек пути и цели».

Иеромонах Симеон вспоминает и Моисея, выведшего евреев из египетской «зоны комфорта»:

«Пророк не только выводил свой народ из плена египетского — Писание однозначно свидетельствует о том, что евреям в Египте жилось весьма комфортно, — он выводил особую породу антимещанина, человека пути и цели, носителя культуры путеводной звезды, иначе говоря, Homo fidelis (человека верующего)».

Человек, считает иеромонах-философ, теряет веру тогда, когда перестает быть странником и возвращается в зону комфорта:

«Нечто подобное случается и с горением веры: оно умаляется по мере того, как человек отказывается от участи „странника и пришельца в земле сей“, сходит с пустынной дороги и возвращается в „египетскую“ зону комфорта».

Далее аспирант МГУ, как ему и положено, продолжает философствовать: мол, нынешние священнослужители утеряли вкус к философии, то есть к богомыслию. Они перестают духовно трудиться, перестают проповедовать Христа, поэтому «охлаждение веры исцеляется проповедованием», — уверен отец иеромонах.

Он напоминает, что многие люди, которые помогали в строительстве храмов, еще будучи неверующими, в процессе становились верующими. В общем, советует автор собратьям-священникам, хватит сплетничать на кухнях — пора проповедовать на кровлях, чтобы не потерять веру и не стать «бывшими» (и не строчить статьи на «Ахиллу», видимо, хотел добавить автор, но не рискнул):

«…Если человек не несет имя Христово на своих устах, то очень скоро он теряет его из ума и сердца. Достаточно взглянуть на то, что представляет собой сегодня православный дискурс. О чем говорят между собой священники и монахи? О погоде, строительстве храма, ценах на бензин. А в худшем случае начинаются сплетни. Свято место пусто не бывает: если человек снимает с себя философский плащ, он остается в засаленной „маечке“ сплетника.

… Отказываясь от дела проповеди, мы допускаем наше сердце наполняться другими заботами. Зачем потом удивляться, что охладел ко Христу, если ты сам отодвинул Его на периферию твоей жизни? Так многие из нас разочаровываются в Церкви отчасти потому, что забывают: для того, чтобы велосипед двигался, нужно крутить педали. Эти педали и есть философия, или богомыслие, размышление над собой, своей жизнью, судьбой, суждение о судьбах Церкви, Христе, истине данных нам откровений», — завершает свое богомыслие иеромонах Симеон.

Комментарии к новости

    Информация

    Сообщаем Вам:

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

ДРУГИЕ НОВОСТИ