» » » Не надо переносить в традиционную эпоху сегодняшние представления о счастье

публикации / общество

Не надо переносить в традиционную эпоху сегодняшние представления о счастье


Не могу удержаться от участия в обсуждении темы счастья в православной семье. Не только начальный текст исповеди былей матушки, но и комментарии всех соучастников дискуссии подвигли к таким размышлениям.

От редакции: подсказываем, что главные места для обсуждения наших статей — это группы в фейсбуке и вконтакте.

Мне кажется, здесь присутствуют две различные темы, и от того, что их смешивают, происходит неурядица.

Одна тема — любви, желания и потребности в любви, и сильного расстройства в церкви конкретно оттого, что обещанной, заявленной любви она не дала.

Наверно, веское число людей — затрудняюсь оценить процент — пришли в церковь в осознанном либо не осознанном поиске любви. Ведь Бог есть любовь, ведь Он произнес, что конкретно по наличию обоюдной любви будут узнавать Его воспитанников. А любовь — это то, что больше всего нужно непременно всем.

При всем этом конкретные формы любви каждым неофитом ожидались свои. Кто-то грезил об идеальном браке, объединяя в своих мечтах супружескую любовь-эрос(брачная любовь многогранна, непременно, но на стадии вступления в брак это лишь эрос)с христианской любовью-агапэ. Кто-то желал отыскать признание, принятие в среде единомышленников, в лучшем варианте это дружеская любовь-филия. Те, кто были максималистами, и сразу устремились в монашество, самые чистосердечные из них, отыскивали любви не от людей, но сразу и непосредственно от Господа.

Но все эти образцовые ожидания были возложены неминуемым образом не на идеальный церковный организм, а на вполне реальную и очень далекую от идеала церковную организацию. Состоящую из людей, точно так же жаждущих любви от окружающих и норовящих за счет окружающих насытить свой дефицит.

Дело осложняется тем, что мы-то, пришедшие в церковь, чего бы мы в ней ни искали, по выражению из этой статьи, «все немножко невротики». А часто и не немного. И не только рядовые миряне и монахи, а и пастыри, и архипастыри. При всем этом помним, что сходственное тянется к подобному. «И когда в том либо ином обществе невротиков становится большая часть(либо хотя бы владеющее властью „нетолерантное меньшинство“), то „больная вера“ становится там нормой, а все несогласные объявляются „ненормальными“. При всем этом размеры общества не имеют значения — это может быть хоть приход, хоть Поместная церковь»(Наталия Скуратовская).

Кстати, некие из комментаторов обговариваемой темы — ясные примеры невротиков. Были у людей великие проблемы с родителями в детстве, на память об этом остались неврозы во взрослой жизни. Но обвиняется во всем Бог, христианское учение и церковь. Человек объявляет себя неверующим в Господа, но с неизменным постоянством участвует в разных православных форумах, чтобы либо отыскать единомышленников, не в одиночку Господа обвинять, либо обвинить в чем удастся заступников Господа, христианства либо церкви. А все это лишь потому, что у бедного жителя нашей планеты жуткий дефицит любви, недополученной в детстве, а понимания этого нет.

Так либо по другому, но мечты и надежды на идеальную любовь в церкви не оправдались. Столкнулись в лоб с реальностью и рухнули. Очень многих, включая меня саму, сильно ушибли, травмировали либо покалечили. Но обвинять во всем церковь, христианство либо Бога — это то же, что обвинять соседей-коллег-родственников в случае обычных заморочек. Это продолжение того же невроза. Главное — что это не уменьшит боль. Это имеет смысл лишь на время, как стадия переживания утраты. Утрата надежды либо мечты — это очень больно. Но зависать навсегда на стадии гнева и обвинений — тупик.


2-ая тема — это тема счастья, возможно ли оно в православной семье и вообще для православных христиан. Тут величайшая неурядица происходит оттого, что домашний идеал, сформированный и существовавший в традиционную эпоху, пробуют оценить(поточнее, обесценить)с позиции постмодернизма. Сейчас в Рф и в РПЦ сосуществуют в одном медли и пространстве великие общества жителей нашей планеты, принадлежащих к этим различным культурным эрам, либо цивилизациям. Для тех, кто «в постмодерне», безусловной ценностью являются равноправие полов, партнерский брак, и шире — демократия, толерантность, свобода совести и другие свободы и права жителя нашей планеты. С точки зрения традиционной культуры все эти вещи сомнительны.

Я считаю, что можнож говорить о том, что не только в обществе, но и в церкви эти различные системы ценностей сосуществуют — постольку, поскольку существуют люди, члены церкви с такими взорами и ценностями(собственно знаю таких жителей нашей планеты; ежели кому-то не повезло таких встретить, то это временно, их становится больше). Ежели при всем этом от имени «всей» церкви некие облеченные властью личика защищают ценности необыкновенно «традиционные», то вспомним, что это то самое владеющее властью нетолерантное меньшинство, которое пробует объявить нормой даже свой невроз.

Но в рамках истинней дискуссии главно помнить об этой разнице культурных эпох. Не переносить нынешние представления, в частности, о счастье в традиционную эпоху. Заявлять, что «счастливой православной семьи даже прецеденты неизвестны» — это конкретно таковой некорректный перенос. Перенос в эпоху, когда не было индивидуализма, представлений об индивидуальных вкусах, желаниях, интересах, когда человек себя думал не как отдельную единицу, а как часть великий общности — сословия, рода и т.п. Неминуемо представления о счастье были тогда совершенно иными, хотя бы как факт это надобно понимать.

И также понимать, что вся наличная церковная литература, всё то, что входит в понятие «церковного предания», в том числе жития святых, было сотворено в традиционную эпоху и отражает ценности и взгляды той эры. Из этого совершенно не следует, что христианское учение, то есть учение Христа — это неминуемо домострой, твердая иерархичность, геронтократия и тоталитаризм. Христос во всякую эпоху тот же. Он призвал нас к свободе, к любви и к счастью(блаженству). А в каких практических формах это обязано воплощаться в нашу эпоху — думаю, обсудить это еще продуктивнее.

Комментарии к новости

    Информация

    Сообщаем Вам:

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

ДРУГИЕ НОВОСТИ