» » » «А что вы хотите этим сказать?»

публикации / общество

«А что вы хотите этим сказать?»


Этот вопрос мы часто слышим, когда публикуем на «Ахилле» «не такой» текст. Например, когда опубликуем текст атеиста, то некоторые начинают противиться: дескать, скатились, атеизм проповедуют!Либо еще в каком-то ключе, какой не удовлетворяет некоторых читателей. И сразу ищется «цель»: что же такового негодяйского задумал «Ахилла», куда, так сказать, повернул кормило собственной идейности, чему хочет научить читателя, что пропагандирует.

И никак эти обеспокоенные нашим курсом не могут понять: мы не хотим что-то сказать — мы хотим показать. Нам, редакции, очень занимателен сам процесс движения человеческой идеи, интересны человеческие истории, которые по самой собственной сущности имеют тенденцию к изменчивости.

Необыкновенно нам интересны материалы творцов, которые пишут у нас не раз, не два, а уже довольно длинно. Вот, например, был иеромонах, мучился от системы РПЦ и монастыря, в которой был зажат. Позже собрался и ушел. Заинтересовался наукой, психологией, эволюцией и прочим. Стал писать материалы об этом. Очевидно, дилетантские(прости, друг)и полные «веры в науку», как ранее была вера в святых отцов. Теперь святые отцы «разбиты» в пух и прах, а рулит прогресс и генетика. А тут и атеизм подоспел, и «веруны» теснее лузеры и фальшивомонетчики.

Ведь занимательно?Занимательно движение идеи, куда и как движется в своем познании человек. Пройдет год, два, пять, процесс познания будет двигаться далее, воззрения будут изменяться, мировоззрение тоже. Очень интересно будет узнать — куда и как.(Но человек при всем этом, я уверен, хороший, что ранее был, что сейчас.)

А православные(да и не только — просто верующие)читают, как атеист ехидничает над «верунами», желая сам не так издавна был таким же, и возмущаются, топают ногами, кричат: для чего же сюда пустили хулигана?! Для чего же вообщем «тупым безбожникам» слово давать?! Фу, фу, избави, Боже!

Разве не интересно?Очень занимательно наблюдать полемику, когда и для тех, и для других оппоненты — «тупые», дилетанты и «просто пробуют убедить сами себя, цинично отклоняя прошлую веру, хватаясь за соломинку».

Занимательно наблюдать: есть ли разница между верующими и атеистами в полемике; занимательно, почему и для тех, и для других презрение и недружелюбие считается возможным в общении. Занимательно, почему неприязнь переносится с идей и слов, выражаемых оппонентом, на личность самого оппонента. Ради Господа?Ради славы Церкви?Во имя пиршества науки и прогресса?Либо ради постоянной и безапелляционной победы генома?

Смешно. Занимательно. Живые люди, с живыми думами.

Либо вот мы публикуем «наивные» размышления русского историка, который в блокадном Ленинграде(!)в 1942 году подводит итоги своим сорокалетним(!)размышлениям о Христе. И тут некие презрительно фыркают: фуу, ниче новейшего, издавна все это знаменито, еще с XVIII века, тупой атеист, фу, для чего же публикуете?!

Очень занимательно. Мне вот такому наивному атеисту, 40 лет думающему о Христе, охото благоговейно поклониться в ноги — он живой человек, мыслящий, глубочайший, истинный. Он шел не по путям святых отцов и не в соответствии с учебником догматики?Ай-яй, какой негодяй, как он посмел думать сам, протаптывать свою дорожку…

А вот о верующих, которые презрительно фыркают на такого атеиста, тоже возникает у меня мысль, но не буду ее тут приводить, запикаем…

И так во всех наших материалах. Например, в новостях. Очень интересно наблюдать, как движется мысль пропагандистов РПЦ, как она стремительно вихляет вслед за изменившейся обстановкой и учением партии. Вчера мы целуемся и «братья» с тем-то, сейчас вчерашний брат шагнул не туда — фууу, он никогда не был нашим братом, мы всегда подозревали, что он негодяй, просто вытерпели!

Либо: ах, Афон — это мудрость, афонские старцы — это ого-го, ах, как они любят Россию, русских и русские средства(ой, заключительнее я уже взирая произнес вслух…)! Дзынь: однадве новинки о том, что Афон теснее «не торт» — и все: сразу забылась и мудрость стариков, и вообще завоняло тухлостью со святой горы… Да и вообще: у нас Валаам не хуже, Соловки опять-таки…

Разве не интересно?Очень.

Окончательно, почти все наши авторы думают по другому, и пишут с иными целями. Хотят донести конкретную идею, хотят ее воплощения, хотят либо «разоблачить» старое-плохое-вредное, либо внести «конструктив». Нас, «Ахиллу», ругают и за те, и за те материалы. Просят конструктив — и сами же его осмеивают. Хотят, чтобы «Ахилла» устраивал революцию — и сами же обвиняют в «невзоровщине». Хотят чего-то как-то и куда-то, но лучше не надо, но все же на блюдечке с голубой каемочкой. Вообщем, унесите, теснее не хочется.

Все точно, как у котов: безотлагательно выпустите меня!Вообщем, теснее не надо… Ну ладно, раскрывай. Закрой. Уйди. Где ты ходишь вообщем?! Все, я уже сплю, давай играть.

Идеи, воззрения, события, желания — вещи текучие, непрочные, невзирая на кажущуюся «гранитность». По молодости и по горячности и я верил в идеи, в их воплощения, в возможность доказать, донести до аудитории, изменить, исправить, победить. И много текстов подобных писал. Сейчас иногда попадается что-то ветхое, «идейное»(например, из первой книги «Иллюзии духовной жизни: что мы ищем в вере») — неприятно читать, некий задор неофитский, пылкость, глупость, желая и в умной форме иногда.

И сегодняшние идеи и статьи тоже однажды покажутся вздорными, забавными, никчемными — наверное.

Но не устаревают истории. В моей 2-ой книге «Авва-онлайн» было много конкретно индивидуальных историй: встреч, ситуаций, анекдотов, записи услышанных разговоров — и вот это никогда не устареет(желая и я круто изменил свою жизнь). Индивидуальность, человеческая жизнь — вот это занимательно, и это то, чем(иногда не слишком успешно)мы и пытаемся заниматься на «Ахилле».

Сейчас гулял по лесопарку, снимал краткие видео зимы: дорожки, будылки*, торчащие из сугробов; как ветер стряхивает с ветвей снежную пыль, а солнце искрится сквозь ветви… Как удивительный белоснежный самоед бежит ко мне навстречу и приветственно-вопросительно облаивает. Как синицы и гаички толкутся вокруг кормушки, а дятел почему-либо не решается прилететь к салу, желая он крупнее всех и ему опасаться нечего.

А в наушниках звучит ВВС на английском(который я пока понимаю довольно плохо). Но даже с моим уровнем языка я в целом улавливаю рассказываемые истории: о единственном в арабском городке переплетчике древних книжек, о музыканте, собирающем народную музыку, о других людях, беспокоящихся о сохранении культуры, старой архитектуры, древесного зодчества. И ведущая говорит: «Мы все личности. И мы рассказываем собственные истории людей».

И мы тоже рассказываем и показываем, что мы все люди, и между нами общее то, что мы меняемся, а значит живем. А идеи, догмы, учения, воззрения, даже вера — ну, мы неоднократно сменим их за жизнь. А если не сменим, то, может, мы уже погибли?..

*Приехав на Урал, я опешил, что тут не многие знают обыкновенное волжанину слово «будылка/будыль» — сухие стволы растений.

Фото Ксении Волянской

:






Комменатрии к новости

    Информация

    Сообщаем Вам:

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Чтобы Вы могли оставить свой комментарий, необходимо зарегистрироваться

ДРУГИЕ НОВОСТИ


  • -->