» » » Соблазн идет от интеллигенции

основное / новости

Соблазн идет от интеллигенции

Соблазн идет от интеллигенцииСегодня исполнилось 100 лет со дня кончины (некоторые считают, что мученической) известного проповедника, одного из вдохновителей создания Союза русского народа архиепископа Никона (Рождественского). 


В этот день по окончании поздней Божественной литургии в 10.00 у могилы владыки Никона братией Лавры была отслужена панихида, сообщает сайт Троице-Сергиевой Лавры. 


С 1895 года, будучи членом лаврской братии в сане иеромонаха, а затем архимандрита, отец Никон исполнял обязанности казначея Лавры и начальника иконописного училища при монастыре.


Архиепископ Никон известен своей широкой издательской деятельностью: он основал знаменитое периодическое издание «Троицкие листки», которые за 30 лет до 1917 года были изданы тиражом 136 млн. экземпляров, а также такие издания, как «Троицкий цветок», «Троицкая народная библиотека», «Божья нива» и др.


Значительным вкладом в почитание прп. Сергия Радонежского стало издание классического современного жития великого русского святого: «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца».


Архиепископ Никон издал также «Толковое Евангелие от Матфея» и множество статей и дневников. С 1904 года – епископ Муромский, с 1906-го – архиепископ Волгодский и Тотемский, член Св. Синода.


С 1916 года на покое проживал в Троице-Сергиевой Лавре. В годы революционного лихолетья выступил как резкий противник революции и защитник монархии.


Могила архиепископа Никона давно уже стала местом почитания лаврских паломников.


Отметим, что владыка Никон был убежденным монархистом, состоял в ряде монархических организаций, в том числе в Союзе русского народа. 


Приведем также выдержки из дневников владыки Никона за 1910-1917 гг., которые и сегодня не потеряли своей актуальности:


«Вот уже несколько лет будто туманом ядовитым заволокло нашу Русскую землю и идет по ней такая духовная смута, какой не знала она во времена злой татарщины: нужно ли подробно говорить о том, что в наши дни творилось и доселе творится у нас на Руси?.. Забыты, попраны все заповеди Божий, кощунство, богохульство, все виды распутства, и, наконец, такие преступления, которые доводят до ужаса верующее сердце, о коих рука отказывается писать, язык немеет говорить... Чувствует грешное сердце, что вот-вот гнев Божий, как страшный гром небесный, разразится над нами и не будет нам помилования...


А эта сила есть: она в Церкви, в вере православной, в благодати Христовой, которою столь обильно располагает Церковь. К несчастью, в нашей интеллигенции есть непреодолимое препятствие к тому, чтобы использовать эту силу: наш интеллигент смотрит на Церковь глазами западного полуинтеллигента, в Православии видит какое-то жалкое подобие римского католицизма, в духовенстве – невежественных фанатиков и корыстолюбцев, по подобию иезуитов, и, с высоты какого-то величия просвещенного человека, судит о том, чего не знает и знать не хочет…»


«…Нужно сначала отрезвить народ, потом просвещать. Прежде спасти его от алкоголизации, от вырождения, от поголовной гибели... А то "просвещение", которое готовят ему ввиду " всеобщего обучения" с учителями нового типа, только ускорит эту гибель.


Несчастная Россия!.. Не нужно быть мудрецом, чтобы видеть, что ты гибнешь, - не надо быть пророком, чтобы провидеть, что ты погибнешь, если не опомнишься, если не положишь границ той необузданной свободе, какую захватили себе иудеи и их наемники и приспешники, изменники вере родной из сынов твоих! Мы, русские люди, дожили до того, что нас насильственно отравляют духовным ядом, нам не дают самой возможности иметь здоровую духовную пищу: иудеи нагло смеются над нами, подсовывая нам вместо этой пищи яд, всюду - только яд и никакого противоядия...»


«Я боюсь, однако же, что наши интеллигенты, именно интеллигенты, а не простецы, будут виновниками гибели нашей Руси. Вспомните, что ведь и еврейский народ загубили, и Христа распяли, и проклятье на свой народ призвали интеллигенты-книжники и фарисеи.


...Но настал 1905-й вечно проклятый год, и толпы народные пошли за иудами-предателями, а все эти иуды вышли из среды если не интеллигентов, то полуинтеллигентов, гордых в своем самомнении и пустых в своем круглом, невероятном невежестве!»


Биографическая справка:


Владыка Никон родился в многодетной семье (22 ребенка) бедного причетчика в Московской губернии, в миру звался Николаем Ивановичем. Уже в детстве он проявлял редкостные способности. В 1874 г. окончил первым учеником Московскую духовную семинарию, но вместо академии поступил послушником в монастырь. В 1880 г. принял иноческий постриг в Троице-Сергиевой Лавре, с которой была связана вся его дальнейшая жизнь. Он написал книгу о преподобном Сергии, которая до сих пор считается лучшей, на рубеже веков издавал знаменитые на всю Россию нравоучительные «Троицкие листки».


В 1904 г. хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии, но вскоре был переведен в Московскую епархию, где встретил смуту 1905-1906 гг. В это время он стал одним из вдохновителей создания монархических союзов в Москве, публично призывал русских людей сплотиться и дать отпор врагам Царя и Отечества. Был близок к организатору Русской монархической партии, редактору влиятельной газеты «Московские ведомости» В.А.Грингмуту (день памяти 11 октября). В апреле 1906 г. назначен на Вологодскую кафедру, где стал почетным председателем местного отдела Союза Русского Народа. В 1908 г. он стал членом Св. Синода и членом Государственного Совета от Синода. 


Часто бывая в Петербурге, владыка принимал активное участие в деятельности старейшей монархической организации Русского Собрания (РС), был избран членом Совета РС, а затем и почетным членом Собрания. В 1913 г. он был возведен в сан архиепископа и назначен председателем Издательского Совета при Св. Синоде. Он продолжал поддерживать монархистов, благословляя их начинания. В 1915 г. присутствовал при открытии Петроградского совещания монархистов. Лейтмотивом всех его выступлений был призыв к единству, в одном из обращений он писал: «Объединимся же теснее и пойдем дружно на защиту от врагов родной Церкви, родного нашего народа и его заветных идеалов. Иначе придут языцы в достояние Божие, придут иудеи и возобладают казни. И будут тогда последняя горше первых: плен иудейский горше плена татарского».


В 1916 г. согласно прошению владыка был уволен от всех должностей и перебрался в родную Троице-Сергиеву Лавру, где издавал накануне революции известную книгу С.А.Нилуса «Близ есть, при дверех». Здесь он и скончался 12 января 1919 г.

Комменатрии к новости

    Информация

    Сообщаем Вам:

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Чтобы Вы могли оставить свой комментарий, необходимо зарегистрироваться

ДРУГИЕ НОВОСТИ


  • -->